3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом


Друзья, 3 сентября мы с вами вновь будем вспоминать ужасные события 15-летней давности, произошедшие в Беслане. И вновь будем пытаться объяснить необъяснимое: как в далеком 2004-м у взрослых, сильных, вооруженных до зубов людей поднялась рука на маленьких бесланских ребятишек, которые от этих первых сентябрьских деньков ждали совсем другого… С тех пор и по сегодняшний день нас с вами непрестанно беспокоят три главных вопроса: Как это случилось? Кто в этом виноват? Как не допустить повторения произошедшего? Центр по работе с детьми и молодежью Фортуна» начинает цикл публикаций, призванных ответить на все эти вопросы.

Ученые утверждают: подобное, на первый взгляд, спонтанное и абсурдное насилие никогда не происходит импульсивно, спонтанно. Напротив, оно всегда имеет чёткую внутреннюю логику и весьма длительный «инкубационный» период вызревания. Это как раз то время, когда намерения будущего убийцы ещё можно распознать, остановить и направить в иное, созидательное русло. 

Большое внимание в планах террористов всегда отводилось и отводится по сей день именно подростковому возрасту. Да, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, но заполучить их в свои ряды террористы смогут только в том случае, если заранее сформируют у них приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.

Подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.

В этот период появляется «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм. Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».

Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.

Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий. Возникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. И вот как раз эта потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы используется взрослыми преступниками, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.

ЗАПОМНИ:
Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал террористом, убивал невинных людей и погиб сам, осуществляя их планы. Они не смогут обмануть тебя, если ты научишься за красивыми словами видеть правду. Будь умнее их, сделай свой выбор самостоятельно!