СОТРУДНИКИ ЦЕНТРА:
-
Алла Ивановна КозлюкЗаведующий ЦНК
-
Анастасия Николаевна КривецСпециалист по работе с молодёжью
-
Алина Закировна ХусаиноваМетодист
-
Маргарита Руслановна ИсянгильдинаСпециалист по жанрам творчества
Алла Ивановна Козлюк
Анастасия Николаевна Кривец
Адрес: ул. Звездный проезд, д.3, каб. №113
Телефон: 8 (34669) 5-51-05
E-mail: krivecan@lgfortuna.ru
Алина Закировна Хусаинова
Эл.почта: alina-hill@mail.ru
Телефон: 8(34669) 55-105
Маргарита Руслановна Исянгильдина
Адрес: Звездный проезд, д.3 (ЦНК)
Документация
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА:
Центр национальных культур является специальным структурным подразделением Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью Фортуна».
Осуществляет свою деятельность на основании Устава Лангепасского городского муниципального автономного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью «Фортуна».
Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений – одна из ключевых задач, над решением которой с первого дня своего создания, с 2007 года, работает Центр национальных культур ЛГ МАУ «Фортуна». За эти годы нами совместно с лидерами национальных общественных организаций был наработан целый комплекс довольно действенных мер, которые из года в год дают устойчивую положительную динамику в решении данного вопроса.
19 национальных организаций — Мы живём дружно!
В числе данных мер можно назвать такие, как:
- популяризация в национальной и молодежной среде общечеловеческих нравственных ценностей;
- повышение уровня национального и гражданского самосознания, культурной, нравственной и правовой культуры представителей разных народов и национальностей;
- развитие и совершенствование взаимодействия различных этнических сообществ, посредством вовлечения их в совместную общественно-значимую и творческую деятельность, совместную работу над реализацией проектов общегородского значения.
- противодействие возникновению межэтнических и религиозных конфликтов посредством активного участия лидеров национальных ГОО в различных мероприятиях профилактической направленности (диспуты, круглые столы, форумы, беседы и т.п.);
- поддержка талантливой молодежи из числа членов национальных городских общественных организаций;
- проведение традиционных национальных праздников и дней национальных культур, как средство воспитания уважения и доверия к представителям других этнических групп, их культуре, традициям и обычаям.
Целью деятельности Центра является: участие в реализации «Стратегии национальной политики на территории РФ», а также мероприятий в рамках реализации других федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; нормативных правовых актов органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; муниципальных правовых актов администрации города Лангепаса, целевых и муниципальных программ.
РЕПОРТАЖИ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ЛАНГЕПАС+
В дружбе и согласии — https://vk.cc/cqe9pt
Укрепление межнациональный отношений — https://vk.cc/cqe9td
Мероприятия, проводимые Центром национальных культур
День казачьей культуры ХКО Лангепас (22.10.22)
Фестиваль «Молодежь в семье единой» (03.11.22)
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню народного единства (03.11.22)
Экскурсии для детей и подростков «Под солнцем Югры» (26.09.22) (26.01.23)
День Богатыря (21.02.23г.)
Интеллектуальная игра «Путешествие по Татарстану» (28.02.23)
Наши Достижения
Диплом | Национальный проект Культура | За активное участие в зональном фестивале нац.культур «Соцветие» | Бакытбекова Айкокул | 2019 год |
Сертификат | Креативный город-2020 | Участие в Форуме творческой молодежи Югры | Бакытбекова Айкокул | 2020 год |
Благодарственное письмо | Общественное наблюдение/Общественная палата ХМАО-Югры | Участие в общественном наблюдении за выборами в ХМАО-Югре и активную гражданскую позицию | Бакытбекова Айкокул | 2019 год |
Свидетельство | Региональный молодежный форум | Свидетельство участника | Бакытбекова Айкокул | 2019 год |
Диплом | Боевое братство | За развитие и сохранение высоких нравственных качеств, любви к Отечеству и готовности к ее защите | Бакытбекова Айкокул | 2020 год |
Благодарность | Директор ЛГ МАУ «Фортуна» | За активное участие в городском Фестивале «Молодежь в семье единой» | Бакытбекова Айкокул | 2020 год |
Диплом I степени | Заместитель главы г.Лангепаса | За исполнение песни «Баллада о матери» | Бакытбекова Айкокул | 2020 год |
Благодарственное письмо | Первый заместитель Губернатора ХМАО-Югры | За активную гражданскую позицию и значимый личный вклад в организацию работы Всероссийского общественного корпуса «Волонтеры Конституции» | Бакытбекова Айкокул | 2021 год |
Сертификат участника | Региональный молодежный центр | За участие в региональном молодежном форуме «Югра-территория возможностей» | Бакытбекова Айкокул | 2021 год |
Клуб любителей песни «Калейдоскоп»
Руководитель клуба — Козлюк Алла Ивановна
Достижения клуба
Диплом Лауреата I степени в номинации «Вокальное исполнительство» | Награждена Бакытбекова Айкокул |
Диплом Лауреата II степени в номинации «Вокальное исполнительство» | Награждена Булычева Валентина |
Диплом Лауреата III степени в номинации «Вокальное исполнительство» | Награждена Лымарь Ирина |
Диплом Лауреата III степени в номинации «Вокальное исполнительство» | Награждена Мальтеева Лилия |
«Национальный костюм моего народа»
Национальный костюм для любого народа — это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций!
Мужской русский костюм.
Мужчины носили рубахи с малых лет. Универсальная верхняя одежда для любого поколения подвязывалась поясом, носилась поверх штанов и зачастую была длинной. Особенно популярной была рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой.
Цвет рубашки мог быть любым, но чаще всего выбирали красный или шили её из ткани светлых оттенков – серой, белой, бежевой. Изделие обязательно украшали тесьмой или вышивкой по рукавам, горловине, низу одежды.
Пояс был важной деталью костюма, им мужчины подвязывались по-разному. Молодые парни носили его на уровне талии, а пожилые люди солидного возраста – под животом. Женатые люди пользовались цветным шнуром или коротким узким пояском, а молодёжь носила более широкий и длинный пояс.
Женский русский костюм.
Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант был популярен в северных областях, второй — в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей — льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения подбирали для себя более дорогие варианты, например, шёлк.
Подол рубахи, а также рукава и область ворота красиво декорировались вышивкой, расшивались тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье использовали узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, которая полностью расшита спереди плотным орнаментом.
Головной убор тоже был украшением. Незамужние девушки надевали яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или красиво завязанные платки. Выйдя замуж, женщина полностью меняла свой образ. Ей было нужно прятать волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Красиво декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники или платки из хлопка или льна.
Мужская одежда хантов.
Северные ханты носили глухую, то есть без разреза спереди, одежду. Она была трех видов: малица, гусь (он же кумыш) и парка. Чаще всего малицу шили мехом внутрь, поверх нее надевали гусь мехом наружу – в таком наряде никакие морозы не страшны. Летняя одежда была того же кроя, что и зимняя, но из сукна.
У южных хантов шубы были распашными, из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок. Южане-охотники предпочитали одежду, не затрудняющую движений: зимой колек – короткую меховую куртку, с весны по осень – халат из грубого сукна. И южные, и восточные ханты носили длинные, до колен, домотканые рубахи из крапивного холста, с отложным воротником и вышивкой на груди и подоле. Затем появились рубахи-косоворотки, тоже домотканые.
Женский наряд хантов.
Женщины народа ханты носили распашную шубку – ягушку (другое ее название – сах). Зимний вариант был двухслойным: оба из оленьих шкур, или нижний могу быть из заячьих и беличьих шкурок, беличьих лапок (на одну шубу их уходило до 800), утиных, гагарьих и лебединых шкурок.
В гардеробе хантыйской женщины есть рубахи, напоминающие туники и богато расшитые красной и синей шерстью, а также платья с кокеткой, сборками и широкими воланами. Праздничные наряды шили из шелка и атласа – однотонных или с мелким рисунком. Главными праздничными украшениями были полукруглые ожерелья из бисера, головные обручи с бисерными нитками, нарядные ленты, подвески для кос.
Мужская башкирская одежда.
Повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из овчины. Края рукавов и ворот мужских рубах украшались вышивкой. Мужчины поверх еляна, камзола (легкий жилет без рукава) или кезекея (кафтан) повязывали кушак или надевали украшенный пояс.
Колаксын традиционно имел верхнюю часть, наушные лопасти и заднюю широкую деталь, надёжно закрывающую спину.
Колаксын изготавливали из лисьего или бараньего меха и покрывали сверху материей — чаще красным или чёрным сукном. Декоративные элементы в виде полос красной материи (на войлочных малахаях) или позумента, расположенные по швам, подчёркивали конструктивные особенности и колоритность шапки.
Женский башкирский костюм.
Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.
На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Самой нарядной частью женского костюма был нагрудник селтэр. Эта деталь одежды имела обрядовый характер: нашитые в большом количестве марьяны (кораллы) и монеты при движении мелодично позвякивали. Считалось, что звуком можно отпугнуть злых духов.
Таджикский мужской костюм.
Традиционная мужская одежда таджиков состоит из штанов, рубахи, чапана (халата), пояса и чалмы, или тюбетейки. Качество и красочность каждого элемента подчеркивает статус и богатство мужчины. Сегодня чапан служит важной частью гардероба в знаковых событиях, его надевают на свадьбу и похороны, а также, дорогой чапан часто преподносят в качестве подарка.
Таджикский чапан представляет собой полосатый распашной халат свободного покроя. Современный чапан делают из бархата, а в горных районах из шерсти. Зимний вариант делают ватным стеганым. При этом, почти все чапаны украшаются тесьмой, которая проходит по воротнику, рукавам и подолу.
Головные уборы у таджиков представлены тюбетейкой и чалмой, которая повязывается поверх тюбетейки или специальной шапочки «кулох». В зимнее время таджики носят меховые шапки. Тюбетейки бывают двух видов: «чусти» — плотные черно-белые тюбетейки с различными узорами, и «арахчин» — вязанные цветные тюбетейки.
Узбекский мужской костюм.
Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки.
Главный предмет мужского гардероба – чапан – это стеганый халат, не имеющий пуговиц, и который обязательно подвязывают платком. Под чапан мужчины надевают прямую рубаху и шаровары, зауженные книзу – иштон. Обувью служат кожаные сапоги. И обязательный предмет узбекского гардероба – тюбетейка.
В каждой области страны этот головной убор имеет свои особенности. Тюбетейки отличаются по высоте и нанесенным узорам. У узбекских мужчин обычно есть несколько тюбетеек. Для праздничных моментов надевают расшитые золотом уборы.
Белорусская мужская одежда.
Мужской повседневный костюм включала в себя рубаху навыпуск, низ и воротник который был украшен вышивкой, подпоясываемую ярким поясом; портков (одних или двух, в зависимости от состоятельности владельца); камизэльки (жилета); бравэрки (однобортного пиджака с хлястиком, сшитого из сукна). В холодное время, опять же в зависимости от состоятельности, надевалась либо суконная епанча, либо тулуп из овчины (обшитый тканью с вышивками), либо меховая шуба (показатель большой состоятельности владельца). Головным убором в летнее время являлся брыль — широкополая соломенная шляпа, в зимнее – меховая аблауха (шапка, к которой пришивались четыре части, две из которых завязывались наверху, а две – под подбородком).
Женская белорусская одежда.
Одежда даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).
Мужская казахская одежда.
Нательная рубаха первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Штаны,брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна. Халат Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов. Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу. Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.
Казахский женский костюм.
Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк. Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.
Украинский мужской костюм.
Основой костюма мужчины выступала простая рубаха, выполненная из грубого полотна. Широкая и короткая, внешним видом она походила на русскую косоворотку, только вырез располагался посередине. Отложной воротничок или вырез-пазуха был декорирован ручной вышивкой.
Рубаха по традиции заправлялась в шаровары, которые фиксировались на поясе шнуром на широкой пряжке. Суконные или холщовые шаровары были синего либо красного цвета и были столь широкими, что внешне напоминали мешок. Такая одежда была удобна для повседневной работы, военной службы и, конечно, для исполнения традиционного мужского танца – гапака.
Мужские головные уборы были довольно разнообразны непосредственно как по форме и материалу, так и по самим названиям. Изготавливали их из шерсти, сукна или овчины. В наши дни известно несколько популярных головных уборов, в числе которых кучма — высокая шапка из овчины, малахай — зимняя шапка с длинными ушами, а также соломенные брили. Картузы и кепки украинцы стали носить в конце 19 века.
Мужской чеченский костюм.
Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.
Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.
Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.
Чеченский женский костюм.
Составные части женского чеченского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток. Под это платье женщины надевают широкие шаровары,штанины которых присборенны на щиколотках. Отличительная черта женского платья – нагрудники и очень длинные рукава, закрывающие пальцы на руках. В праздничных платьях длина рукавов могла доходить и до пола.
Татарская мужская одежда.
Мужской костюм татар состоял из рубахи кольмэк, которая была шире и короче, чем женская; штанов шальвар; камзолов-безрукавок из бархата, расшитых золотом; камзолов с короткими рукавами; халатов жилэн; чекменей и овчинных тулупов.
Головными уборами татар были тюбетейки. Четырехклинную тубэтэй и калэпуш в виде усеченного конуса расшивали золотой гладью. Пояса. Кушак — кшак, трижды охватывающий талию, был неотъемлемой частью костюма татарина.
Немецкий женский костюм.
Дирндль считался костюмом девушек, находившихся в услужении, и крестьянок. Упор делали на удобство одежды, при пошиве использовали натуральные ткани нейтральных и темных оттенков.
Дирндль состоял из однотонной или цветной блузы, многослойной юбки, подъюбника, фартука, жилетки или корсажа на пуговицах или завязках. Чаще использовали темные ткани, декорировали изделие узорами, создаваемыми серебряными или золотыми нитями, дополняли их цепочками и яркими лентами; фартуки надлежало богато разукрашивать вышивкой или обвязывать кружевами. Если крестьянки шили передники из льна или хлопка, то богатые фройляйн – из шелка. По кокетливому банту на фартуке узнавали, в отношениях девушка или нет. Повязка слева говорила о свободе красавицы, справа – о замужестве, а бант на поясе сзади – о вдовстве.
Ногайский мужской костюм.
Мужской костюм включал рубаху, штаны, кафтан елень, бешмет, безрукавку къыспа. Верхней одеждой была черкеска. Сначала ее носили, лишь запахивая и подпоясывая кушаком или сложенным по диагонали платком (что придавало ей сходство со среднеазиатским халатом), и только в конце XIX в. ее покрой стал похож на общекавказский. Ногайская черкеска была длинной, иногда доходила до щиколоток. Праздничные черкески подбивали яркой, контрастного цвета подкладкой. В начале XX в. рубаху и бешмет сменила «кавказская рубаха» койлек, ее надевали непосредственно на тело, под черкеску. Верхней одеждой ногайцам служила бурка ямыши. Бешметы и безрукавки мальчиков, а также тюбетейки отличались от темных костюмов взрослых ярким цветом и украшениями-оберегами из лент и серебряных монет. Головными уборами ногайских мужчин были каракулевые шапки борьк, папахи, войлочные шляпы, капюшоны башлыки.
Ногайский женский костюм.
Женский костюм состоял из нательной рубахи-платья ич-койлек туникообразного покроя (ее шили из домотканины всех оттенков красного цвета); штанов дон; платья каптал из плотного шелка или кашемира красного либо оранжевого цвета; бешмета на подкладке зыбын, украшенного застежками из серебряных пряжек и петель — тестюйме.
Головные уборы и украшения. Девичьим убором была тюбетейка, поверх которой повязывали большой красный или пестрый платок тастар. Замужние женщины на тюбетейки надевали еще папаху из меха выдры и уже поверх нее — белый тастар. Украшения ногаек — огромные серьги, височные подвески, кавказские пояса и носовые кольца — были сделаны из серебра.
Армянский женский костюм.
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».
Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.
Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Мужской молдавский костюм.
Старинный комплекс пастушеской одежды включал туникообразную (часто на кокетке) рубаху, которую носили навыпуск, и белые штаны, сшитые из холста, они назывались «измене», из шерсти — «ицарь». Ицарь были длинными (в рост человека) и образовывали на ногах многочисленные сборки.
Головные уборы. Традиционными головными уборами молдавских крестьян были барашковые шапки. Войлочные шляпы молодые люди по праздникам украшали павлиньим пером, колосом или цветком.
Обувь
Обувь молдаван — опинчь, аналог старинных русских постолов и болгарских опанков.
Женский молдавский костюм.
В основе костюма молдаванок лежала румынская рубаха кэмашэ. Наплечная вышивка — алтицэ, красно-коричневых, лиловых и серых тонов, с добавлением золотых или серебряных нитей, бисера и блесток, иногда густо покрывала рукава и ворот рубахи.
Поясная одежда, подобная украинской плахте, носила название «катринцэ» и представляла собой юбку с запахом из цельного куска широкой ткани. Катринцэ ткали из плотной темной шерсти с геометрическим рисунком, напоминающим ковер. По краям ткани шла широкая узорчатая тканая кайма. Эту одежду удобнее было носить, подтыкая один конец под пояс, что открывало подол рубахи, который нарядно орнаментировали. Излюбленной частью костюма молдаванок с давних времен являлись безрукавки бондицы. По проймам, вороту, низу, застежке и карманам их украшали аппликацией из цветной кожи. На севере Молдовы бондицы шили из белой шерсти. Подобные безрукавки носили и мужчины.
Головной убор молдаванок нефрама — тонкое шелковое покрывало — достигала в длину двух метров. Молдаванские женщины любили бусы, ожерелья из монет, серьги, кольца и браслеты.
Мужской азербайджанский костюм.
В мужском костюме присутствуют детали, которые применяются для ношения оружия. Данные элементы были актуальны в военное время, но сейчас утратили свою функцию и применяются исключительно в декоративных целях.
Детали мужского национального костюма:
Нижняя рубашка. Выполнялась из легкой ткани.
Кальсоны — нижнее белье, теплые лосины для повседневного использования. Кальсоны защищают от холода и ветра.
Верхняя рубашка — была синего или белого цвета. Для материала использовали атлас и сатин.
Шаровары — широкие в бедрах и сужающиеся к голени штаны, удобны для езды верхом.
Архалук — узкий кафтан. Изготавливался из тирьмы и бархата.
Черкеска — узкий, длинный кафтан с широкими рукавами, распашной и затянутый в талии ремнем.
Важной деталью мужского национального костюма являлся пояс. Он мог быть кожаным, шелковым, серебряным. Использовался для ношения оружия и мелких вещей.
Азербайджанский костюм женщин.
Женский азербайджанский национальный костюм состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней — одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.
По костюму возможно определить семейное положение владелицы. Стиль одежды девушки сильно отличался от костюма женщины. В одежде девочек и девушек присутствовали яркие цвета и украшения.
Костюмы имеют замысловатые узоры и вышивки, обрамленные тесьмой. Одежду богатых людей шили из бархата, шелка или сукна. А повседневная одежда выполнялась из шерсти или льна.
В Азербайджане широко использовались такие материалы, как: камка, атлас, бархат, тафта, фай, тирме и другие.
В VI веке в Азербайджане появился такой вид ремесла, как шелководство. Шелководство активно развивалось, и ткани, производимые в стране считались самыми лучшими в мире.
В национальной одежде азербайджанских девушек присутствуют оттенки красного цвета. Красный цвет символизирует богатство, благополучие, счастье.
Кыргызский мужской костюм.
«Калпак» представлял собой шапку, сшитую из 4 клиньев, расширявшихся к низу, боковые швы которого были прошиты не до конца, что позволяло поднимать и опускать поля, защищая глаза от солнца. Верх «калпака» украшался кисточкой.
Эти головные уборы были весьма разнообразны по покрою и использованию материалов. Так «калпаки» знати делались с высокой тульей, а поля подшивались черным бархатом. Для подшива полей у «калпаков» подешевле использовали черный сатин, в изготовлении детских, применяли красный бархат.
Так же мужской национальный костюм включал в себя широкую туникообразную рубаху со стоячим воротником, нагольный овчинный тулуп – «тон» и стеганый «чапан».
«Чапан» — длинная верхняя одежда типа халата. Шьют «чапан» на вате или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху покрывают бархатом, сукном или вельветом. В старину существовали «чапаны» для женщин и мужчин, сегодня их носят только пожилые люди.
Кыргызский женский костюм.
По традиции, женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан.
«Бельдемчи» — распашная юбка, пришитая к широкому поясу. В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом.
«Бельдемчи» носили поверх камзола – «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную «бельдемчи» женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка.
Шапочка – непременный атрибут замужней женщины, она плотно садилась на голову и закрывала волосы. Головной убор украшался вышивкой выполненной различными типами швов. Узоры орнамента делались разноцветными нитками, основными цветами рисунка были, красный, желтый, зелены и белый. Готовое изделие оторачивалось красной тесьмой.
Поверх шапочки обязательно надевали «элечек» — тюрбан из белой материи. Первый раз женщине надевали тюрбан, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном напутствии, молодой желали: «Пусть с твоей головы никогда не упадет белый элечек», это было пожелание долгой и счастливой семейной жизни.
«Элечек» носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.
Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные мехом с перьями на голове -«тебетей».
Так же в комплект женской одежды обязательно входило длинное и свободное платье — рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда – «камзур». Зимой женщины носили шубу – «ичик» и сапоги из красной юфты на высоком деревянном каблуке и со слегка загнутым носком. Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов.
Казачий мужской костюм.
Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет, русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась свободно.
В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой использовали бурку. Кожаные штаны чембары применялись для рыбалки.
Детали мужских нарядов:
лампасы – красочные полоски по бокам брюк указывают на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
серьги – определяли родовое место, так две серьги в ухе указывали на единственного ребёнка в семье;
знаки отличий воины обязаны были носить всю жизнь.
Казачий женский костюм.
Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.
Составляющие элементы костюма казачки:
Костюм донской казачки длинная рубаха – главная составляющая гардероба;
на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и красивой вышивкой;
замужние дамы сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами;
верхний праздничный наряд – кохта;
повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который традиционно назывался «запон»;
шарованы для казачок могли быть как широкими, так и узкими;
зимой дамы защищались от холодов жупейкой;
спидница представляла собой нижнюю юбку, которую украшали символическими узорами;
в холода надевали юбку-плахту;
на шапку надевали капюшон (башлык), в котором женщины могли даже детей носить.