Спецпроект «Пять самых неизвестных народов России»
В рамках спецпроекта «Пять самых неизвестных народов России»: представляем вашему вниманию интервью с Маргаритой Филипповной Заяц, председателем Городского отделения окружной ассоциации «Спасение Югры»
Маргарита Филипповна Заяц (Конева) родилась 9 августа 1962 года в посёлке Шурышкары в семье коми-зырянина Филиппа Михайловича Конева и женщины ханты и ненки Анастасии Николаевны Ландо. Вот что она рассказывает:
– Отец был родом из села Мужи Шурышкарского района. Его родственники занимались торговлей, у деда был свой магазин в посёлке Питляре. Однажды у него была недостача на пять тысяч, как позже выяснилось – обокрала техничка, которая мыла полы в магазине. Деда посадили за недостачу в Омскую тюрьму.
Мама родилась в посёлке Товопоголе Приуральского района. Бабушку звали Елена Ямбовна, дедушку Николай Сергеевич Ландо. Родственники по линии матери живут в посёлках Харсаиме и Аксарке, часто езжу к ним в гости.
Родители познакомились в Салехарде, учась в партийной школе. Они были грамотными людьми. Мама знала четыре языка: хантыйский, ненецкий, коми-зырянский и русский.
Родители отца были категорически против его женитьбы, тем не менее он ослушался их – женился, по этой причине отношения с семьёй родителей были всегда напряжёнными. В семье нас было шестеро детей. Жили мы в селе Шурышкары. Отец – участник Великой Отечественной войны, с фронта вернулся раненным. После войны работал инспектором рыбоохраны, заготовителем пушнины. Мне было всего пять лет, когда его не стало».
В посёлке Шурышкары Маргарита окончила 10 классов. Ей предлагали работать в сфере культуры. Однажды вызвали в сельсовет, посоветовали поступить в Салехарское культпросветучилище, по окончании которого сразу же предлагали должность директора сельского Дома культуры. Но не стало мамы, поэтому старшая сестра Зинаида забрала Маргариту и Елизавету к себе, в город Нижневартовск. Здесь они выучились в нефтяном училище.
Год учёбы пролетел быстро. Её сразу же пригласили на работу оператором технологических установок, где Маргарита проработала около 15-18 лет, потом на долгие семь лет пошла в декрет. Маргарита Филипповна – мать троих детей, старший сын Андрей, дочь Анастасия и сын Виктор. А сегодня уже и дважды бабушка, внуков зовут Всеволод и Дима.
В 1990-ые годы по всей России, в том числе и в Югре, началось возрождение культуры коренных малочисленных народов Севера. В 1998 году в Лангепасе создали городское отделение окружной ассоциации «Спасение Югры». Вот что об этом рассказывает Маргарита Филиповна:
– У истоков лангепасского отделения стояла мансийская девушка Маина Ефимовна Макарова (Шесталова). На первом собрании мы определились, чем будет заниматься наше городское отделение. Меня сразу же поставили заведовать сектором культуры, выделили ставку. Два года спустя мы разработали «Социально-экономическую программу по развитию коренных малочисленных народов Севера автономного округа», которая работала с 2002 года. Я защитила эту программу на заседании городской думы. Тогда эта программа финансировалась из «Северного фонда», а сейчас Лангепасской городской думой. Во всех делах нам хорошо помогает наша администрация. Со временем у нас образовалась сильная команда, мы с Маиной были во главе, Антонина Ануфриева отвечала за культурную наполняемость мероприятий, Галина Змитрович (Возелова) работала с детьми.
Вот уже долгие годы городское отделение возглавляю я. Одну из своих главных задач вижу в том, чтобы по возможности помогать городским жителям – представителям коренных малочисленных народов Севера – в устройстве на работу или в решении тех или иных жизненных проблем. Мне это удаётся. Часто приходится обращаться к главе города, к работодателям и т.д.
Маргарита Филипповна рассказала и о своей работе в Центре национальной работы, а также о кружке «Сорни ёш» («Золотые руки»):
– Мама была изумительной рукодельницей, прекрасно шила бурки, женские халаты ‘щашкан-сах’, хантыйские платья и многое другое. В те годы же в магазинах был страшный дефицит, поэтому всё шили и делали сами. А бисером плести я научилась от девочек, которые жили в интернате, часто ходила к ним в гости. Всё это мне пригодилось в жизни. Я ведь никогда в жизни не могла подумать, что буду заниматься сохранением хантыйской культуры. И всё-таки жизнь вернула меня к этому. Значит, это изначально моё!
В Центре культуры на весь год есть план работы, где обязательно расписаны традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи игрища», а также Международный день коренных народов мира, Декада родственных финно-угорских народов и т.д. На праздники приезжают творческие коллективы из посёлка Тром-Аган «Тром ёван мокут» («Тромаганские ребята»), из города Лянтора «Пинэли» («Пимочка»), однажды приезжал фольклорный ансамбль с Ямала, из посёлка Тарко-Сале. В организации и проведении всех праздников помогают и местные творческие коллективы Дворца культуры «Нефтяник». Поскольку город Лангепас – территория проживания тромаганских и аганских ханты, то они и приезжают на праздники из близлежащих стойбищ.
В Центре в кружке «Сорни ёш» («Золотые руки») занимаются люди разных возрастов: молодёжь, среднее и старшее поколение. У Центра культуры народов Севера есть «Соглашение о взаимодействии» с бюджетным учреждением «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия», у нас занимаются и дети-инвалиды. Они посещают различные мероприятия, которые организуются Центром культуры народов Севера.
Недавно была организована выставка «Россыпи Югры», где были представлены поделки из бисера, различные изделия с традиционными орнаментами, много вышитых бисером картин.
На вопрос, с каким настроением приходят жители на кружок, Маргарита Филипповна ответила:
– С большим удовольствием. Для людей старшего поколения занятие в кружке – это своего рода отдушина, они приходят на занятия в обеденное время и уходят в 9-10 часов вечера. Во время занятий знакомлю горожан с уникальной культурой обских угров. Многим женщинам тяжело даётся освоить наше традиционное рукодельное искусство. Они признаются, что им нелегко даётся работать с хантыйскими орнаментами. Происходит это ещё и оттого, что они не умеют читать наши орнаменты, поэтому я постепенно рассказываю им об их значении и применении.
Участники кружка принимают самое активное участие в организации традиционных праздников.